Громы – первая половина 20-ого века

   

Зарождение будущего района Громы.1

В конце первого десятилетия XX века было открыто железнодорожное сообщение по дороге, ведущей из Бологое через Невель и Полоцк на Седлец. В связи с этим через Западную Двину в Полоцке был построен железнодорожный мост, а на северо-восточной окраине города в 1905 г. построено просторное здание вокзала (рис.1.).

1

Вокзал назывался “Полоцк-2” и имел прямую связь с вокзалом города “Полоцк-1”. Было у этого вокзала и второе название «Николаевский вокзал».

2
На карте (рис.2), изданной приблизительно в 1910-1918гг уже есть железная дорога и железнодорожная станция (будущая станция Громы). Но есть и отдельно указанные деревня Громы и отдельно фольварк Громы. Причем, оба этих поселения находятся приблизительно в том же месте, где они указаны на более старых картах. Т.е. к 1910 году район станции еще не отождествляется с районом Громы, и оба этих поселения некоторое время развивались параллельно.

Деревня Громы продолжала существовать еще несколько десятков лет, но разрастание железной дороги отбирало у нее землю. На фрагменте карты 1937 года (рис.3) видно, что появилось еще несколько веток железной дороги.3
Одна проходила между Домом инвалидов и современной деревней Черемушки, втора и третья - проходили через деревню Бараново. Сама деревня Громы, на этой карте, сместилась ближе к Секеровщине. Зато остатки Громов, расположенных за Полотой получили название Грамёнки.

На карте я обвел красными кружочками два отдельно стоящих дома. В шестидесятых годах двадцатого века в этих местах располагались очень популярные места купания детей. Та, что западнее назвалась Титуха, а та, что восточнее – Данилуха. Пацаны утверждали, что соответственно здесь жили Титовы и Данилевичи.

4
Есть деревня Громы и на немецкой карте 1944 года (рис.4).

5
Что касается места вокруг вокзала, то вокруг него начала формироваться, говоря современным языком, инфраструктура. Были построены паровозное депо, больница на 20 коек (рис.5), поликлиника (рис.6).6

 

 

Зарождение будущего района Громы.2

Перед первой мировой войной в 1914 году на станции была открыта железнодорожная мужская гимназия (рис.7), которая впоследствии была переименована в 59–ую железнодорожную школу. В народе ее звали «Красная школа». Сейчас, говорят, здание отдали епархии.8

В 1910 г. городская черта в восточной части города проходила примерно в 200м за современной улицей Пушкина. Возле Николаевского вокзала стояло лишь несколько деревянных домов, а между восточной окраиной и этим вокзалом простиралось большое поле. К концу 1916 г. вдоль железной дороги на Витебск и по правой стороне ветки, ведущей от нее к Николаевскому вокзалу, уже стояли дома. Пристанционный поселок сомкнулся с восточной окраиной города.

В 1917 г. район у Николаевского вокзала[1] вошел в состав города.

Видимо в те же годы были построены вдоль современной Железнодорожной улицы деревянные дома для сотрудников железной дороги (Рис.8). Кирпичное здание бани дополнило список необходимых учреждений.9

Все кирпичные, по-своему красивые здания, были выстроены из местного кирпича, который делали на местном заводе. Его владельцем был некто Хомченков[2]. Его дом стоял на пересечении нынешней Восточной улиц и улицы Алексеева. На самом высоком месте Восточной улицы. Подъем от улицы Алексеева на Восточную, в народе звали Хомкиной горой.

Сам завод располагался на месте спортивной площадки школы №12. Там же был и глиняный карьер. Контора завода находилась на восточной улице напротив дома владельца завода. До сих пор спортивная площадка больше, чем на метр заглублена по отношению  к уровню, на котором стоит школа.

Я помню, что до постройки школы на месте спортплощадки была никем не заселенная лужайка, которую пересекал ручей. Во время строительства школы, бульдозер срезал дерн, а под ним оказались остатки штабелей старого кирпича. Да и сама улица Алексеева до 1958 года назвалась Заводской.

В начале XX века, на другой стороне пристанционных путей, недалеко от паровозного депо, был построен железнодорожный клуб. Он имел собственное деревянное здание и летнюю сцену в парке[3] недалеко от клуба. Парк работал в субботу, воскресенье, а иногда и в будние дни. В 1974 год сад был закрыт. Приблизительно в тоже время был закрыт железнодорожный клуб. Все постройки были снесены. На фотографии (рис.9) можно видеть кусочек пустыря на ул. Ленинградской, где когда-то был железнодорожный садик.10

Еще до появления поселка Громы, где-то в середине 19 века, город выделил на территории принадлежащей ему (см. текст к карте 1780 года) место под староверское кладбище. В то время кладбища делились строго по вере: православное, католическое, лютеранское, еврейское и староверское. А в 1910 году за счет средств города вокруг кладбища была построена металлическая ограда с элементами ковки (рис.10). 11
В том году староверы отмечали сто лет создания полоцкой общины. Возможно, ограда на их кладбище стала подарком властей города. Она и по сей день является достопримечательностью нашего района.



[1] По другим данным, Громы перешло в разряд района города еще в1909 году

[2] По воспоминаниям Эдуарда Евгеньевича. Тетеревского.

[3]  С некоторого времени его стали называть сад им. Л.М. Кагановича, а после смерти Сталина название стало менее политизированным -  «железнодорожный садик»

 

Прекращение существования деревни Громы

Строительство моста через Двину, железной дороги, и инфраструктуры было выполнено практически за 10 – 15 лет. Даже по нынешним временам это можно назвать большой стройкой. А тогда местным жителям она казалась просто громадной. Для стройки, как известно, нужны люди. Нужны были люди и для работы в депо и на самой станции[1]. И люди эти появились, скорее всего, из окрестных деревень. В том числе из наиболее близкой к стройке – деревни Громы.

Думаю, что именно эти обстоятельства ускорили развал деревни Громы, а ее жители, перебравшись поближе к работе, стали работниками железнодорожной станции. Называли они себя гордо «Громовскими». После войны, поселок, растущий вокруг станции, тоже стал называться Громами. Да и сама станция из Полоцк II превратилась в станцию Громы.

Деревни Громы после войны уже не существовало.



[1] На службах железнодорожного транспорта в 1916-начале 1917 г. в Полоцке было занято до 1 тыс. рабочих и служащих.

Каталог сайтов 1BY.BY Rating All.BY Каталог TUT.BY