Красный мост (памятник войны 1812 года на Полотчине)

Введение

Значительное место в истории города Полоцка занимают войны. Город, занимающий выгодное географическое положение и являющийся центром транспортных коммуникаций, всегда рассматривался военными, как важный стратегический пункт. Отечественная война 1812 года не была исключением. Происходившие здесь события были настолько значительными, что позже полоцкая земля была причислена к числу мест,  которые оставили наиболее значимый след в ходе войны, где особенно ярко проявились героизм и мужество защитников Отечества.

В 1812 году под Полоцком произошли два исторических сражения между русской и французской армиями - в августе и октябре. Память о них город хранит по сей день.

 

1. Битва на Красном мосту

В период Отечественной войны 1812 года на Полотчине происходили жестокие бои. 

В сентябре – октябре 1812 года французы занимали позицию, которая примыкала своим левым флангам к реке Полота. Впереди их находилось озеро Валовье. Правый фланг простирался к дороге Полоцк – Витебск.

Корпус русских под командованием графа Витгейнштейна, который находился на Невельской дороге, снялся с деревни Громы и передислоцировался на новую позицию (она упиралась в реку Полота).

7 октября 1812 года, в 5 часов утра, был дан приказ начать атаку полевых укреплений труженика. Весь русский корпус двинулся вперёд и захватил укрепления врага около Полоцка. Потом граф Витгейнштейн приказал гранатами стрелять по городу и идти на приступ. Французы торопливо отступили в город.

Центром наступления стал мост через Полоту. Высокие берега реки сдерживали штурм. Под перекрестным огнём первой на мост смело бросилась одна из дружин Петербургского ополчения. Вторая дружина перешла реку вброд и начала взбираться на вал. Мост сильно обстреливался с вала и с того места, где теперь находится здание Дома офицеров.

В 3 часа ночи 8 октября 12-я дружина Петербургского ополчения (командир полковник Николаев) ворвалась в город. На тесных улицах завязался кровавый рукопашный бой. Французы, которые убегали со всех сторон, отступили.

8 октября, на рассвете, граф Витгейнштейн во главе корпуса торжественно въехал в город.

В боях погибло 7 тысяч французов. Русские взяли в плен 2045 солдат и офицеров, захватили пищевой состав и другие трофеи [5].

Мост – место  жестокой битвы – был весь  залит кровью, усеянный трупами. В память о событиях 1812 года его и стали называть Красным

 

2. Дальнейшая история Красного моста

1В 19 – начале 20 вв. мост был деревянным. По нему осуществлялось и пешеходное и транспортное движение (см. рис. 1).

Шли годы. Пронеслась по полоцкой земле страшным пожаром Вторая мировая война. В 1944 году город лежал в руинах. Но стараниями полочан он постепенно отстраивался и хорошел.

Мост, который в народе называли Красным, был деревянным и не очень прочным. Красный мост служил людям 20 послевоенных лет. Потом по нему остановили движение. А к 1973 году он совсем пришел в аварийное состояние и даже пешеходам проходить по нему стало невозможно. Остро встал вопрос о строительстве нового моста через реку Полота.

Вот как об этом вспоминает бывший руководитель строительства Тимошенко Петр Иванович: «В 1973 году меня вызвали в Полоцкий горисполком и предложили руководить строительством моста через реку Полота. Опыта строительство такого рода больших мостов у нас не было, но пришлось согласиться. Главная причина по которой я согласился заключалась в том, что город на тот момент действительно нуждался в постройке этого моста. В этот период старый деревянный Красный мост пришел в полную негодность. Он практически находился в аварийном состоянии. Сначала по нему было перекрыть движение автотранспорта, а к 1973 году было уже запрещено и пешеходное движение».

Городские власти запросили лимиты на строительство, которые к 1974 году были выделены.

В решениях Полоцкого горисполкома записано: «Построить и ввести в эксплуатацию автодорожный Красный мост через р. Полота по ул. Фрунзе с освоением 419 т.р. капиталовложений к 4 кв. 1974 г.» [1, л.19].

И в конце 1973 года работу по строительству начал коллектив мостового прорабского участка №4 дорожно-строительного района. Разобрали старый деревянный мост, для удобства пешеходам построили временный мостик.  И стройка началась.

2Вспоминает Тимошенко П.И.: «Мост строился по индивидуальному проекту. Архитектора я, к сожалению, не помню. Проект разрабатывался под историческую подоплеку этого моста. Как известно, мост назывался и сейчас называется Красным по причине того, что в 1812 году на нем развернулось кровопролитное сражение. Весь мост был залит кровью и завален трупами. Вот с тех пор он и носит название Красный мост. Чтобы подчеркнуть его историческое название перила моста отделаны барельефами с изображением символики войны 1812 года» (см. рис. 2).

Нам удалось установить еще несколько имен строителей. Это электроварщик  М. Ф. Шалака, бетонщики Д. М. Рыбченко, У.С. Бурнасенка, А. М. Полотский, Юрий Фролов. Руководил стройкой прораб ДБР-2 И. И. Литвинов [4].

Мост планировалось сдать в эксплуатацию через год. Но стройка затянулась.

Вот как это объясняет Тимошенко П.И.:«Теперь о причинах, которые затормозили строительства этого моста. Первая из них – при строительстве моста необходимо было забить сваи,  на которых он будет крепиться. Сваи положено забивать на определенную глубину. Но иногда случается, что грунт попадается сложный и свая не хочет идти на нужную глубину.  У нас этот процесс называется «свая дала отказ». Как положено мы запросили проектировщиков изменить глубину посадки сваи. И получили отказ. И нам пришлось иглой размывать грунт и сажать сваи на нужную глубину. Это замедляло работу, было очень трудоемко. Нужно было подводить иглу под сваю и вымывать грунт.

Вторая проблема, с которой мы столкнулись – это проблема подведение дороги к мосту. Дело в том, что старый мост был сам по себе гораздо уже и посажен низко. Чтобы построить новый было необходимо расширить дорогу около моста и подвести к мосту все коммуникации. А вдоль дороги, здесь, где сейчас находится детская поликлиника, стояли частные деревянные дома, которые тесно прилегали к дороге. Один из домов стоял рядом с дубом. А сама дорога была булыжной. Еще один мешавший нам дом стоял на той стороне, внизу вала. Там сейчас стоит памятный знак в честь битвы на Красном мосту. Тот, который около моста. Так вот, мешавшие строительству дома, необходимо было сносить. А это не в моей компетенции. Если сносить дома, то давать квартиры людям. Оплачивать другие постройки, сады, плодовые кустарники и т.д. а это быстро не делается» [3].

Однако все трудности были преодолены и в 1975 году мост был сдан в эксплуатацию. Со слов все того же Петра Ивановича Тимошенко это произошло в августе. А согласно протоколам исполкома акт государственной приемке моста был утвержден решением исполкома от 1 октября 1975 года за № 279 [2, л.128].

Итак, в конце 1975 г. в Полоцке открылось транспортное и пешеходное движение по только что возведенному мосту, соединившему берега р. Полоты в том месте  где раньше находился деревянный Красный мост. Такое же название получил и новый [6, с.68]. Причем, с этого момента это стало официальным названием.

В эти же годы сразу за мостом была установлена мемориальная плита следующего содержания:

3«Через этот мост русские войска под командованием генерала Витгенштейна и отряда Петербургского ополчения после ожесточенных боев 6-8/19-21/октября 1812 г. вошли в город и освободили его от неприятеля, чем положили начало изгнанию наполеоновских войск с белорусской земли. С того времени в память о погибших и пролитой крови этот мост стал называться «КРАСНЫМ» ( см. рис.3).

Строительство моста коренным образом изменило облик города. Он стал не только памятником солдатам Отечественной войны 1812 года. Благодаря его вводу в эксплуатацию была построена новая, современная дорога. Она стала шире и предшествовавшая ей булыжная мостовая ушла в прошлое, уступив место современной асфальтированной дороге. Появились новые маршруты городских автобусов. Упростилось сообщение между окраиной в сторону Боровухи-2 и центра.

4Вот как это комментирует П.И. Тимошенко: «Сдача моста в эксплуатацию в августе 1975 года было очень важным событием для города. Практически изменился облик города. Изменились маршруты движения автобусов, движение всего транспорта стало осуществляться по-другому. Появились новые подъездные пути к центру города. И с эстетической точки зрения мост стал украшением города» (см. рис. 4).

И с 1975 года по этой важной и удобной магистрали идут пешеходы, едут автомобили. Таким образом, разгрузился центр города от потока грузового транспорта. И автобусы пустили в этом направлении. И сегодня красный мост живет мирной будничной жизнью.

 

Список использованных источников

 

1.Протоколы № 16-19 заседаний исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся. // Зональный государственный архив в г.Полоцке, ф.658, оп.6, д.423.

2.Протокол № 1 заседаний исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся от 18.01.1989. // Зональный государственный архив в г.Полоцке, ф.658, оп 6, д. 931.

3.Тимошенко П. И. Воспоминания. Рукопись.

4.Голанд Г. Будуецца Чырвоны мост // Сцяг Камунізму, 10 верасня 1974. – с.3

5.Сапунов А.П.  Река Западная Двина - Витебск.: Типо-литография Г.А. Малкина, 1893. —  512 с.

6.Чернатов В.М.Сынам отчизны. Мемориальные сооружения воинской славы на территории Беларуси. – Минск: Выш. Школа, 1980. – 136 с.

 

 

 

Каталог сайтов 1BY.BY Rating All.BY Каталог TUT.BY