Полоцкие сражения на картинах немецкого художника

Свой печальный след оставила на полоцкой земле Отечественная война 1812 г. У стен древнего белорусского города состоялось несколько кровопролитных сражений. Именно здесь наполеоновская армия, не знавшая до этого поражений, была остановлена русскими войсками под командованием графа Витгенштейна. А в октябре 1812 г. победа над французами положила начало изгнанию наполеоновской армии из России. В 1850 г. в Полоцке на центральной городской площади был установлен памятник, посвящённый событиям войны 1812 года. Мужество и героизм народа, его преданность своей земле не раз была воспета в поэмах и романах, граните и камне, бронзе и гипсе. Свои произведения посвящали Отечественной войне 1812 г. и художники. К числу последних относится немецкий баталист ХІХ в. Петер Фон Хесс.

Родился художник в 1792 г. Его отец - Карл Эрнст Христоф Хесс - был профессором Дюссельдорфской академии художеств, признанным мастером - гравёром на меди. По стопам отца пошли и все три сына. Старший - Петер - в 1809 г. поступил в Мюнхенскую академию художеств и уже через год на него обратили внимание. В работах Петера интересовали не только высокопоставленные лица, в большей степени его привлекали простые люди, без всяких чинов и регалий. Именно внимание к обычным крестьянам, солдатам, горожанам  стало в последствии отличительной чертой большинства полотен Петера Хесса. По окончании учёбы художник много путешествовал, кропотливо собирая материал и делая тысячи зарисовок. В итоге появилась серия картин посвящённых Баварии, которой заказчик остался очень доволен.

Петер Хесс изображал не только пейзажи, но и сцены военных сражений. В 1813 г. он оказался при штабе баварского фельдмаршала Вреде. Петер участвовал в военных походах, которые закончились в 1814 г. в Париже. По окончанию кампании им были написаны три картины, самая большая из которых стала украшением мюнхенской королевской резиденции.

Бородино 14 августа 1812 г. Петер фон ХессВ 1830-е гг. по примеру версальского и мюнхенского королевских дворцов в России задумали создать свою военную галерею. Тогда Николай І по совету специалистов и по протекции одного из покровителей Хесса обратил свой взор на немецкого художника. Получив заказ, Петер Хесс вместе с 15-летним сыном Эугеном в мае 1839 г. приехал в Петербург. За пребыванием Хесса в России внимательно следили в Германии: об этом  постоянно сообщали немецкие журналы. В те дни Петер получил представление и о масштабах будущего заказа — речь шла о восьми крупногабаритных батальных композициях. Сюжеты полотен были заранее отобраны русскими историками. Картины должны были дополнить проект о прославлении храбрости и мужества русского народа, начало которому было положено ещё в 1835 г. Именно тогда было принято решение о возведении 16 чугунных монументов «на главнейших полях сражений вечно достопамятного 1812 года». В число этих мест вошёл и город Полоцк.

 Смоленск 5 августа 1812 г. Петер фон ХессВ июле 1839 г. П. Хесс отправился путешествовать по местам сражений, которые ему предстояло изобразить. И первая остановка была под Полоцком у деревни Клястицы, где французам был отрезан путь на Петербург. Художник сделал не один десяток набросков и зарисовок, внимательно осматривая места. Всюду он расспрашивал очевидцев и участников сражений, покупал образцы русского оружия и амуниции.  Про это и многое другое сегодня известно из дневника его сына. Эти записи, которые Эуген вёл на протяжение всего путешествия с отцом по России, изданы в наши дни.

Дальше  путь художника лежал на берега Березины, к Валутиной Горе, затем в Вязьму, Малоярославец, через Тарутино на Москву. С 27 августа по 11 сентября 1839 г. Хесс был свидетелем пышного праздника и маневров русских войск на Бородинском поле. Оттуда через Торжок и Новгород он вернулся в Петербург.

Когда 1 ноября 1839 г. художник отплывал из северной столицы России, он и не представлял, какую тяжёлую ношу ему предстоит нести. На выполнение заказа Хесс потратит не семь, как планировал, а долгих 17 лет. Первая картина «Сражение при Вязьме» была закончена только в 1842 г. Работа была подвергнута самому строжайшему экзамену. Сам Николай І, знаток военной формы, нашёл несколько неточностей в работе. Впоследствии такому же разбору подвергались все остальные присылаемые художником картины. В ноябре 1847 г, когда срок, назначенный для исполнения серии работ, истёк, в Петербурге было всего только 5 картин. Петер Хесс попросил продлить срок и взялся написать ещё 4 картины, эскизы которых представлялись на художественный совет ранее, но по разным причинам не были утверждены. Однако художнику  предложили вначале выполнить обязательства, взятые на себя ранее, а затем просить о продолжении заказа. И только через 4 года, в 1852 г., когда серия была закончена, её разрешили увеличить. Каждая из 4 новых картин оценивалась в полторы тысячи червонцев. В октябре 1856 г. в Зимний дворец прибыли две последние работы. Заказ был выполнен.

Экспозиция краеведческого музеяИз 12 картин, заказанных немецкому баталисту, к сожалению, сохранились только десять. Все они хранятся сегодня в Санкт-Петербурге. Одной из двух исчезнувших картин является полотно «Сражение при Полоцке». Но сохранились копии всех работ. На двух из них, хранящихся  в Краеведческом музее г. Полоцка, вы сможете сегодня  увидеть, как разворачивались сражения  у деревни Клястицы и в самом городе летом и осенью 1812 г. Копии  выполнил ещё в 1950- е гг.  полоцкий художник Кондрат Иванович Маевский.

 До наших дней дошли также и рисунки-зарисовки П. Хесса ко всем картинам из серии. Сегодня они хранятся в Государственном графическом собрании в Мюнхене, где художник прожил большую часть своей жизни.

Умер Петер Хесс в 1871 г., оставив после своей смерти большую коллекцию живописных работ. Все их характеризует прекрасное исполнение, как отдельных фигур, так и сложных групп, оживлённость композиции, добросовестное исполнение в малейших подробностях. 

Каталог сайтов 1BY.BY Rating All.BY Каталог TUT.BY